Среда, 18 октября 2017 17:16

Чиновники будущего переберутся в цифровые «облака»

Автор 


На XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики эксперты обсудили будущее государственного управления: нас ждет виртуализация систем управления, когда лучшим показателем качества услуг станет отсутствие необходимости в ее получении

В рамках дискуссии «Государственное управление: проблемы и решения» Руководитель направления «Институты и общество» ЦСР Мария Шклярук представила доклад о том, как Четвертая промышленная революция трансформирует функции государства, и как на эти вызовы может ответить Россия. Современное правительство, в первую очередь, должно быть инновационной структурой, стимулирующей приток инвестиций и развитие человеческого капитала. Для работы в динамичной среде, в которой информация может устареть в любой момент, государству придется освоить абсолютно новую культуру принятия решений.

«Внедрение технологий не может быть самоцелью. Они нужны для того, чтобы поменять модель государственного управления. В соревновании государств победят не технологии, а новые модели управления», — говорила Мария Шклярук. Государство будущего будет организовано по принципу цифровой облачной платформы, оказывающей максимально широкий спектр услуг своим пользователям — от федеральных органов исполнительной власти до обычных граждан. Ядром инфраструктуры такого правительства будут большие массивы данных и «межмашинный интерфейс», позволяющий ведомствам мгновенно обмениваться информацией в автоматизированном режиме. К созданию этой системы будут привлечены все участники — банки, НКО, бизнес, субъекты федерации, — чтобы «разбавить» роль государства и достичь баланса интересов.

Новая конфигурация институтов госуправления предполагает смену фокуса в вопросе компетенций госслужащих. Самыми ценными качествами чиновника станут гибкость, умение принимать решения в реальном времени, клиенто-ориентированность и культура постоянного совершенствования. Перенос многих управленческих процессов в цифровую реальность позволит сократить значительную часть бюрократических работников, направив их на более продуктивные рабочие места. Но главный переворот, который должен произойти в этой сфере — установка приоритета цели перед функциями. «Функции должны подбираться исполнителю под то, чтобы он мог достичь определенного результата. Сейчас происходит ровно наоборот: у министерств есть функционал, а цели выглядят как формальные отчеты, на которые никто не обращает внимания», – пояснила Мария Шклярук.

В том числе из-за неверных приоритетов многие услуги, которые сегодня предлагает государство, не представляют для людей ценности: мы не задумываясь предпочли бы пропустить этап получения очередной справки, если бы это было возможно. В будущем будет действовать принцип «хорошая услуга — отсутствие услуги». А ресурсы государства освободятся для того, чтобы оказывать человеку поддержку в комплексных жизненных ситуациях. Например, для открытия бизнеса нужно проделать множество шагов, от аренды офиса до обучения сотрудников, и на каждом из них помимо государства есть другие заинтересованные стороны. Здесь и должен проявится потенциал «платформенного» подхода: все вопросы можно будет решить сразу, в одно касание.

Аналитики Gartner выделили пять ступеней развития правительства: от электронного до «умного». Россия находится где-то между первым и вторым этапами. Единственный способ догнать развитые страны — совершить резкий рывок; попытаться начать делать то, чем другие страны занимаются в последние 2-3 года, пропустив ряд предыдущих шагов. Чтобы реформа прошла успешно, система должна опираться на продвинутую техническую основу. Необходимо задействовать в госуправлении главные современные разработки: интернет вещей, распределенные реестры данных, смарт-контракты, большие массивы информации и так далее.

Сегодня в России уже есть отдельные технологические модули системы взаимодействия человека и систем, хотя их и не слишком много. Это «Сбербанк», прорабатывающий возможность работы в режиме МФЦ, Банк России, работающий над внедрением распределенных реестров, и Федеральную налоговую службу, собирающую данные с онлайн-касс. Однако работа по созданию необходимой цифровой инфраструктуры предстоит огромная: качество собираемых данных сегодня низкое, передовые технологии обработки не применяются, а информационные базы ведомств разрозненны.

И это серьезный вызов: если государство не сумеет адаптироваться, его функции будут выполнять более эффективные частные платформы. Тем более что перестройку в государственном управлении в России придется проводить параллельно с масштабной программой реформ в других секторах: здравоохранении, образовании, промышленности. Нужно будет суметь не сорвать текущую деятельность, и при этом создать качественно новую модель принятия решений людьми, занимающими посты в органах власти. — говорила Мария Шклярук.

Ценность человеческого капитала в цифровом мире только возрастет. «Нет ни организационной, ни IT системы, которая может заменить мотивированного человека или заставить кого-то вдохновенно работать», – поддерживает Заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис. «От заинтересованности, искренности, энергии и интеллекта сотрудников зависит успех любого проекта, в том числе и на госслужбе».

К числу главных компетенций чиновников будущего он относит как вполне традиционные навыки: ответственность, самообладание, честность, так и условно новые, необходимые для работы в цифровой реальности: проектность мышления, высокую эффективность обработки поступающих данных, инновационность. Их сочетание с уже существующими техническими решениями прямо сегодня позволяет повысить эффективность системы управления. В ходе дискуссии Андрей Чибис привел пример из своей административной практики, когда применение чата в обсуждении актуальных вопросов с представителями регионов позволило в разы снизить временные издержки на поиск решений. «Нужно сделать так, чтобы на госслужбу приходили лучшие люди в нашей стране, потому что это самая интересная и сложная работа, почетная и важная» – считает заместитель министра.

russia2035.ru/

Авторизуйтесь, чтобы комментировать