Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Для прохождения теста, зарегистрируйтесь.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника показывают к какому типу профессий человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Типов профессий:

I. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» - все технические профессии.

III. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» - все творческие специальности.

Тест доступен для зарегистрированных пользователей. Регистрация.

При выборе  профессии  человек может руководствоваться следующими мотивами:  общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью  продвижения по службе и т.д.  Методика позволяет определить,  почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее  творческому  характеру;  возможность общения,  руководства другими людьми и т.д.  Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,  поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок,  стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д.

Внешние мотивы можно разделить на  положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся:  материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся  воздействия на  личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале каждое из 20 утверждений, характеризующих либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

Для прохождения теста, зарегистрируйтесь.

Согласно типологии личности американского психолога Джона Льюиса Холланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистичный,
  • интеллектуальный,
  • социальный,
  • конвенциональный (стандартный),
  • предприимчивый,
  • артистический.

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар

Для прохождения теста, зарегистрируйтесь.

Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами — от простого наблюдения за их успехами в усвоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опрос­ников. Использование данной методики позволяет осуществить предвари­тельный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности (А. Е. Голомшток, 1968; Е. А. Климов и соавт., 1969; О. П. Мешковская и соавт., 1984). Настоящая карта содержит 144 вопроса, относящихся к различным сферам человеческой деятельности или ориентированных на выявление определенных свойств личности, которые необходимы для той или иной конкретной профессии.

Тест доступен для зарегистрированных пользователей. Регистрация.